, Уважаемые читатели, мы рады приветствовать Вас в своем Блоге! Ознакомьтесь с новостями; Вы найдете много нового и познавательного!

воскресенье, 29 октября 2017 г.

В 2016 году была опубликована статья одного из авторов данного блога  на тему : " Метод песочной терапии в педагогике и психологии". Именно этот метод способен раскрыть весь творческий потенциал детей с данным явлением.



Миргазетдинова А.Р., студентка 2 курса
Кутлуева Р.С., студентка 2 курса
ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

МЕТОД ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: В статье описан актуальный и быстро развивающийся на сегодняшний день метод песочной терапии. Раскрываются его основные понятия, цель, задачи. Перечислены особенности применения метода в России.
Ключевые слова: Метод песочной терапии, сэндплей.
Современная педагогика и психология с каждым годом осваивает все большее количество разнообразных методов и направлений работы с проблемами психической целостности, внутреннего напряжения, замкнутости и т.д.
Пожалуй, одним из самых интересных и популярных методов в последнее время стал метод песочной терапии, или Сэндплей (от англ. sandplay — игра в песке). Его используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи как детям, так и взрослым, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии, эффективен в отношении различных проблем и нарушений, сочетается с другими методами и используется различными школами и направлениями практической и теоретической психологии и педагогике.
Сэндплей возник в рамках юнгианского аналитического подхода, и ключевой его момент — контакт с содержаниями бессознательной части нашей души. Этот контакт устанавливается через богатые смыслами символические образы — те, что появляются в песочных композициях, а также сновидениях, воображении и творчестве. Свободно, не задумываясь, творчески создав композицию из песка и фигурок, можно своими глазами увидеть как бы слепок своего душевного внутреннего состояния. 
Актуальная на сегодняшний день песочная терапия представляет собой метод, способствующий снятию внутреннего напряжения, восстановлению психической целостности и в целом позволяет собрать свой уникальный  образ. Метод песочной терапии, предложенный швейцарским аналитиком Дорой Калфф, состоит в создании свободного и защищенного пространства, в котором человек может создавать свой собственный мир, исследовать его, превращать свои переживания в зримые и осязаемые образы.
Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения, т.е. не менять и переделывать миропонимание и мировоззрение личности, не учить  каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать каждому возможность быть самим собой .
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Психотерапевтическая работа  позволяют психологу решать следующие задачи:
– Диагностические:
– Коррекционные;
– Терапевтические;
– Творческого развития.
Метод песочной терапии применяется для детей с 5-ти лет и показан для решения следующих задач:
– Детям с невротическими нарушениями: плохой сон, страхи, повышенная тревожность;
– Детям, перенёсшим кризисную ситуацию;
– Детям, не расположенным рассказывать о себе;
– Детям, чьи родители недавно развелись;
– Детям, чьё поведение беспокоит родителей, но они не могут добиться ответа от ребёнка, почему он ведёт себя так, а не иначе;
– Детям, находящимся в конфликтной ситуации со сверстниками;
– Как профилактика: конфликтности, замкнутости, низкой самооценки, различных эмоциональных трудностей;
– Как развитие мелкой моторики, творческой спонтанности, креативности.
Для взрослых — как способ:
Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения. Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
Создавая песчаные ландшафты/арт-объекты, человек переосмысливает содержание бессознательного, снимает напряжение и находит новые пути решения проблем.
Метод песочной терапии применяется с целью диагностики, оказания первичной психологической помощи, в процессе краткосрочного и долгосрочного психотерапевтического воздействия. Несомненно, одним из самых главных достоинств данного метода (при работе с детьми) является то, что он позволяет раскрыть именно творческий потенциал ребенка. Это происходит в большей степени потому, что педагог не вмешивается в творческий процесс и в результате ребенку ничего не навязывают. Именно поэтому позиция педагога должна быть обозначена как «активное присутствие», а не руководство самим процессом. Ведь только самостоятельно создавая собственный мир из песка, дети чувствуют себя творцами. Играя в песок в воображаемом мире, ребенок чувствует себя его хозяином: он может изменить сюжет, события, взаимоотношения, а разрушение композиции как особый ритуал – если что-то не нравится всегда можно разрушить и построить заново.В результате получив конечный продукт своей деятельности,  у детей возникает чувство удовлетворенности, поскольку раскрываются все скрытые умения, а это в свою очередь повышает самооценку. Помимо раскрытия творческого потенциала ребенка, педагогическая песочница развивает чувствительность, мелкую моторику рук, способствует развитию познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, пространственного изображения. Играя в песочницу, дети быстрее осваивают буквы и цифры, усваивают понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времена года.
Так же необходимо отметить, что данный метод способствует гармонизации психоэмоционального состояния. Так, например, этот метод дает хорошие результаты при работе с детьми с неуравновешенной психикой, приступами агрессии, высокой тревожностью и мнительностью, с детьми, пережившими стрессовые ситуации. Песочная терапия в этом плане снимает агрессию, повышает уверенность в себе, и в целом позитивно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Занимаясь  играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.
Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
Российская концепция песочной терапии на сегодняшний день недоработана. Она развивается с учетом российского менталитета, особенностей восприятия и характера. Особенности связаны,  с одной стороны, с использованием песочной терапии и сертификации песочных терапевтов. С другой стороны, каждый специалист, отважившийся практиковать работу с песочницей, оказывается в пространстве творческого поиска и получает возможность внести свой уникальный вклад в процесс развития песочной терапии в России.
На сегодняшний день песочная терапия используется многими специалистами, причем не только при работе c детьми, так и со взрослыми, семьями, в индивидуальной и групповой работе.
Подводя итог в настоящей статье предлагаем активно использовать метод песочной терапии при работе с детьми родителям. Как было показано в настоящей статье, данный метод направлен не только на увлекательное времяпровождение, но и имеет еще ряд достоинств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий